Итак, как уже упоминалось, мы не в состоянии каким-либо образом повлиять на свою кредитную историю и все, что нам остается – это относиться к взятым на себя долговым обязательствам ответственно и внимательно, избегая появления просрочки и задолженности платежей. В таком случае кредитная история всегда будет положительной, а доверие банков к такому человеку многократно увеличится.
«Как управлять кредитной историей?» – это вопрос, который интересует большинство здравомыслящих людей, которые в полной мере осознают серьезность долговых обязательств перед банком. В основном, интерес к управлению проявляют те люди, которые желают сделать процесс формирования кредитной истории контролируемым. При этом заемщиков интересует все – пути, по которым информация об их кредитах попадает в Центральный Каталог Кредитных Историй, даты отчетности, подачи информации, а также все другие детали.
Следует также знать, что ни один банк не имеет права передавать данные о заемщике в бюро кредитных историй, если согласия на это не даст сам заемщик лично в письменной форме. И даже в том случае, когда человек уверен, что не давал разрешения на передачу данных в ЦККИ, а они там очутились по неизвестным ему причинам, необходимо внимательно пересмотреть все пункты бывшего (или еще существующего) кредитного договора, второй экземпляр которого всегда должен храниться на руках у подписавшего договор человека. Среди мелкого шрифта можно и не заметить сразу ячейку, в которой заемщик машинально поставил птичку, не разобравшись толком с ее смыслом. Также следует сказать, что пункт кредитного договора, о котором идет речь, в наши дни является обязательным в каждом кредитном договоре банка. Поэтому, чтоб знать, как управлять кредитной историей, в первую очередь следует научиться обращаться с важными финансовыми документами, внимательно анализируя каждый пункт, обозначенный в документах. И, как показывает опыт, особое внимание надо уделять именно тем надписям, которые сделаны самым мелким шрифтом.
Таким образом, для ознакомления со своей кредитной историей и управления нею каждый заемщик, будь то юридическое или физическое лицо, имеет право обратиться в Центральный Банк России, используя на официальном сайте банка раздел ЦККИ.
В этом разделе необходимо ввести в специальную форму все свои паспортные данные (или реквизиты для юридического лица), указав также код субъекта кредитной истории. Этот код является персональной информацией заемщика и придумывается им самим лично. Поэтому еще один важный совет людям, которых интересует, как управлять кредитной историей, – всегда записывайте важную информацию (коды и пароли) в специальном бумажном носителе (блокнот), который должен храниться в укромном месте, вдали от глаз людских.
В том случае, если вдруг заемщик нечаянно потерял или забыл код доступа к своей кредитной истории, его можно восстановить в одном из банков города или непосредственно через сайт центрального банка. Однако процедура эта не одноминутная и придется некоторое время подождать. Согласно правилам центрального банка, всякий заемщик имеет бесплатный доступ к своей кредитной истории только раз в год. Кроме этого, можно получить такие же платные услуги на протяжении года столько раз, сколько это необходимо заемщику.
Только заемщик имеет право предоставить код доступа к своей кредитной истории третьим лицам (юридическим или физическим). Обычно это требуется при оформлении очередного кредита для доказательства банку своей платежеспособности и честности.