Отношения между банком и клиентом – это отношения, интересные уже тем, что они могут быть либо нейтральными, либо плохими. Первый случай – это когда клиент исправно платит по кредиту. Второй случай – когда с выплатами что-то не получается, и банк настраивается против заемщика.
Когда нужны переговоры?
Что можно сделать, если возможности платить в данный момент заемщик не имеет? Возьмем крайний случай – если кредит ипотечный и сумма достаточно большая. В том числе – и сумма ежемесячного платежа, который нужно совершать в пользу банка. Что же нужно делать заемщику в таком случае?
Первое – это всё-таки не паниковать. И самое главное – не бояться выходить на путь переговоров. А не на «тропу войны». Следует всегда помнить, что банк совершенно не заинтересован в том, чтобы судиться и что-то взыскивать – для него это очень сложно и не менее неприятно, чем для самого заемщика. Так что попытаться договориться – не только можно, но и нужно.
Почти во всех случаях банк сам предлагает пересмотреть ситуацию, перезаключить договор – например, продлить срок ипотеки. Сделав это, можно уменьшить и сумму ежемесячных выплат, и даже остановить начисление пеней. В большинстве ситуаций банк сам на это идет, чтобы только не «терять» заемщика, который, пусть даже и частично, платежеспособен.
Если своевременно обратиться в кредитный отдел, причем «явиться с повинной» самому, а не дожидаться, пока вас вызовут в суд – велик шанс того, что удастся достичь компромисса. А потому банковские сотрудники рекомендуют так и поступать всем заемщикам, у которых возникли проблемы. Так или иначе, но вы – клиент банка. И если вы сами не пойдете против сотрудничества, то наверняка что-то придумать будет вполне можно.
Если банк не идёт на уступки?
Порой, правда, банки могут вести себя совсем не так, как хотелось бы. А потому рассмотрим наиболее типичные ситуации, которые могут возникнуть при «недостижении согласия».
Банк требует всю сумму немедленно и грозит обращением в суд. В большинстве случаев это способ надавить на заемщика и несколько его «взбодрить» – то есть, стимулировать к тому, чтобы внести хоть какую-то сумму, продав имущество или заняв на стороне. Пока вы платите, пусть даже нерегулярно и не в полном объеме – банк наверняка не захочет вас терять. Так что стараться платить все-таки нужно.
Банк высказывает угрозы, связанные с посягательством на имущество, здоровье или жизнь. В этом случае нужно немедленно звонить в милицию – и сотрудников, которые себе позволяют такие вещи, привлекут к ответственности. Вполне вероятно, что банк даже будет вынужден перед вами извиниться и выплатить моральную компенсацию – то есть, простить часть долга.
Банк высказывает угрозы, связанные с привлечением к ответственности заемщика. Возможно, он будет даже намекать на то, что вас привлекут за мошенничество – то есть, за то, что вы «обещались платить», заключая договор – но не платите. По поводу этого можно быть спокойным, так как привлечь за неуплату можно только по гражданскому делу.
Суд – это место, где учитывается всё. А потому, если будет разбирательство, там можно будет объяснить свои причины, по которым вы не можете своевременно платить. Если они будут вескими – то суд вправе принудить банк к тому, чтобы договор был пересмотрен. Так что не надо бояться суда.
Как разговаривать с банком?
Чтобы максимально повысить свои шансы на успех, желательно стать инициатором диалога с банком самому. То есть – приехать в офис, объяснить сотруднику ипотечного или кредитного отдела свои проблемы. У каждого нормального банка уже есть программы на такие случаи, когда у заемщика финансовые трудности – так что наверняка банк предложит одну из них. Неправильный же подход – это скрываться от банка. В этом случае банку приходится идти на крайние меры – а суд учтёт факт скрывания и засчитает его не в пользу заемщика.